ОТЧЁТ ПО ПОЛЕВОЙ РАБОТЕ НА МЕСТЕ ГИБЕЛИ СОВЕТСКОГО
МОРСКОГО БЛИЖНЕГО РАЗВЕДЧИКА МБР-2 ВВС ТОФ
3-6 октября 2008 года разведывательной группой поискового отряда «АвиаПоиск» в составе пяти человек было проведено полевое изучение места катастрофы летающей лодки МБР-2 16-го отдельного разведывательного авиаполка ВВС ТОФ в Партизанском районе Приморского края.
Было выяснено, что самолёт лежит на юго-восточном склоне Ливадийского хребта, на высоте около 1200 м, в направлении полёта северо-запад, вероятно, для захода на посадку на аэродром базирования «Суходол».
Расположение на местности.
Расположение фрагментов разведчика на местности даёт представление о произошедшей катастрофе. Самолёт в плоско-горизонтальном полёте упал на ровную террасу на склоне сопки на скорости примерно 100-150 км/ч. Фюзеляж не сохранился, так как были выполнен целиком из дерева. Остекление фонаря кабины пилота, переплёт блистера стрелка-радиста, штурвал, плоскости, элероны, стойки шасси и хвостовое оперение лежат с разбросом не более 10 метров от центра удара самолёта о землю. Это говорит о том, что самолёт не врезался в склон, а рухнул на него плашмя, либо с дифферентом на нос.
Основная версия катастрофы, может рассматриваться, как предварительная. Дюралевые крышки капота правого двигателя не покрыты копотью, только одна крышка блока цилиндров прогорела насквозь в одном месте. Лопасти винта полностью целые, правая загнута на носке при ударе о землю, левая абсолютно целая, без царапин и зазубрин, характерных при ударах винта о землю и деревья. Это говорит о неработающем двигателе. Видимо, он не работал в момент падения самолёта. Сам двигатель АМ-34Н с креплениями и стойками в момент удара отлетел на расстояние около 10 метров от места падения самолёта по курсу полёта.
Можно сделать вывод об основной версии катастрофы – на гидроплане отказал мотор, самолёт тянул какое-то время по инерции, пытаясь спланировать и совершить вынужденную посадку на хребет, но затем полностью потерял скорость, клюнул носом и рухнул на деревья. Вторая версия – туман и ухудшение метеоусловий, в результате которых самолёт не смог вернуться на базу и врезался в склон хребта.
Самолёт.
Данная летающая лодка МБР-2 производства 31-го авиазавода им. Димитрова, была выпущена, ориентировочно, в 1936-37 году и имеет на узлах сборки заводской серийный номер 133130. Мотор поздних серий, АМ-34НБ с почти полностью целым радиатором водяного охлаждения. На моторе установлен алюминиевый двухлопастной винт изменяемого на земле шага, длиной 3 метра, и турбокомпрессор для автоматического запуска. Серийный номер мотора 2050. Весь самолёт имеет полевую зелёную окраску по верхней части фюзеляжа, и голубую по нижней части. Внутренняя поверхность обшивки имеет серую и синюю окраску. Элементы внутренней конструкции – лонжероны плоскостей и внутренние части крепежа двигателя имеют цвет хаки.
Единственный опознавательный знак – ярко-красная пятиконечная звезда на киле нанесена по трафарету кистью. Имеет широкую серебристую внутреннюю и тонкую красную внешнюю окантовки, что соответствует нормативам от 1942 года. Под верхним слоем краски проступает маленькая звезда без окантовок, что говорит о том, что самолёт переоформлялся в середине войны. Скорее всего, был приписан к 16-му отдельному разведывательному авиаполку ВВС ТОФ с аэродромом базирования в б. Суходол или Молельный Мыс.
Самолёт имел установленные стационарные стойки шасси с резиновыми амортизаторами для эксплуатации с земли. Покрышки не сохранились, за исключением стальных дисков со спицами.
Оборудование и вооружение.
Среди обломков были найдены радиостанции стрелка-радиста и радиополукомпас с датой выпуска «44 г.», бомбовый прицел штурмана с градуировкой, двойная штурвальная колонка с цепными приводами, педали, рычаги управления выпуском шасси и бомбосбрасывателями. Также, найдены три кислородных баллона с датами выпуска 1942 и 1944 гг.
Бомбовое вооружение, разбросанное среди обломков самолёта, представлено в виде "импровизированных" фугасных авиабомб, переделанных из артиллерийских снарядов, и, осетительных авиабомб САБ-15. Стрелкового вооружения (пулемёты ШКАС) не обнаружено. Найдены турели стрелка-радиста и штурмана. В районе расположения кабины стрелка-радиста небольшое количество целых гильз калибра 7,62 мм. На донышках стоит маркировка «38» (год выпуска).
Штурманское оборудование, переговорные устройства, приборы управления сбросом бомб, прицелы, приборы из приборной доски и сама приборная доска находятся среди обломков. Сиденья отсутствуют.
Экипаж.
Экипаж состоял из 3-х человек: пилот, штурман и стрелок-радист. Среди обломков самолёта в носовой части было найдено 10 фрагментов пристяжной парашютной системы ПЛ-3, вероятно, штурмана. Личного оружия, документов, вещей и останков экипажа не обнаружено по причине отсутствия времени на археологическую работу. Скорее всего, экипаж был похоронен охотниками в санитарном захоронении рядом с местом катастрофы.
Вывод.
Самолёт погиб, ориентировочно, в 1946 г., так как не значится в архивной справке по катастрофам в период 1942-1945гг., и лежит в труднодоступном таёжном массиве, что оберегает уникальную машину от разграбления. Ранее, вероятно, не находился военной поисковой партией, так как абсолютно все приборы, даже полностью целые на период гибели самолёта, лежат в обломках. Очень редко находился местными охотниками, забравшими с места катастрофы пулемёты ШКАС. Находили его единицы, так как последний пулемёт был унесён в 1998 году. Скорее всего, самолёт считается без вести пропавшим.
Следующая задача отряда – установление личностей экипажа, вторичная длительная экспедиция на место катастрофы и последующая организация возможного захоронения экипажа.